Среда, 22 ноября 2017 06:50

"Зелёные" инвестиции в устойчивое развитие городов

IMG 1971На круглом столе «Зеленые инвестиции в устойчивое развитие городов» присутствовало более 60 человек - представители власти и бизнеса, науки и общественных организаций. Модератором выступила Ольга Петровна Старцева, председатель РОО «Уральская Экологическая Инициатива», член комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ.     

Ключевой спикер мероприятия – Светлана Артуровна Липина (д.э.н., зав. лабораторией Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС при Президенте РФ, заместитель председателя СОПС Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ; член рабочей группы Экспертного совета по экологии и природопользованию при Правительстве РФ) представила в сжатом, концентрированном виде итоги исследования – анализа существующей в Российской Федерации практики перехода на принципы «зелёной» экономики по отдельным секторам и направлениям деятельности: «зелёные технологии», «зелёная энергетика», «зелёный транспорт», «зелёное строительство», экосистемные услуги, применительно к региональной экономике и экономике города. Показав структуру «зелёной» экономики и модели хозяйственного механизма по развитию секторов «зелёной» экономики. В России в последние годы созданы все условия для «зелёного» роста: разработана методологическая база, дополнена и актуализирована законодательная база,  разработаны предложения по внедрению в прогнозную отчётность органов власти всех уровней показателей и индикаторов «зелёного» роста и «зелёной» экономики. России необходимо внедрение своих «зелёных» стандартов.

Председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга Егор Анатольевич Свалов представил собравшимся «зелёный» модуль из стратегии развития Екатеринбурга, исходя из трёх сценариев развития города. Технический директор МУП «Водоканал» города Екатеринбурга Вадим Николаевич Кузнецов рассказал о вкладе предприятия в экологию городской среды и улучшение качества питьевой воды. Вместе с тем, предприятие испытывает чрезмерное административное давление со стороны контрольно-надзорных органов. Так, за последний год, было 14 проверок, и сумма штрафа составила 6 млн. рублей, которые эффективнее было бы направить на 250 м прокладки сети или закуп реагентов для очистки воды. Участники рекомендуют рассмотреть возможность исключить такое важное «зелёное» предприятие жизнеобеспечения из списка предприятий – крупнейших загрязнителей экологии города, и подумать, как помочь обеспечить «зелёный» режим хозяйствования. Исходя из этих двух выступлений, понятно, что не хватает финансовых ресурсов для осуществления «зелёных» мероприятий и Администрации Екатеринбурга, и городскому предприятию водоснабжения и водоотведения. Необходимы поиск внутренних резервов и работа по привлечению внешних ресурсов.

Андрей Андреевич Сазонов, директор ООО «Уралтермопласт», презентовал собравшимся лучшую в России практику переработки пластиковых отходов в малые архитектурные формы и сооружения.

Сергеем Владимировичем Завьяловым, директором ООО «ЭкоТехноПарк» г. Кургана, был представлен анализ деятельности международных и российских экотехнопарков, плюсы и минусы использования такого механизма как экотехнопарки для реализации стратегии промышленной переработки отходов производства и потребления, а также представлен опыт первых на Урале ЭкоТехноПарков.  

Вернувшись от локальных проектов к городской экономике, участники константировали следующее. Не случайно темы устойчивого развития и как города России сделать точками роста «зелёной» экономики звучала на форуме. Ведь именно город – первый индикатор состояния систем жизнеобеспечения, комфорта, здоровья, качества питьевой воды и благоустройства территорий, удобной транспортной схемы и др. вопросов.

Концепция и Стратегия социально-экономического развития городов должны учитывать возможное развитие потенциала прорывных инновационных технологий для устойчивых бизнес-моделей будущего и должна быть взаимоувязана с концепцией инновационного развития, с опорой на эко-инновации, что, бесспорно, требует спектр мер, способов и государственных стимулов поддержки проектов, связанных с «чистыми» технологиями. Поскольку это стало направлением политики государства, о чём свидетельствуют Указы Президента России о национальной безопасности, об экологической безопасности, а также в соответствии с намерениями провести в Екатеринбурге ЭКСПО-2025, участники предложили создать проектный офис по эко-инновациям и устойчивому развитию города Екатеринбурга; предложение было поддержано единогласно.

Отметив, что последние мировые выставки содержат векторы концепции устойчивого развития (Тэджон, 1993 - Новый путь к развитию; Лисабон, 1998 - Океан: наследие будущего; Ганновер, 2000 - Человечество, Природа, Технология; Айти, 2005 - Мудрость Природы; Сарагоса, 2008 - Вода и Устойчивое Развитие; Шанхай, 2010 - Лучший Город, Лучшая Жизнь; Йосу, 2012 - Океан и Берег; Милан, 2015 – Накормить Планету, Энергия для Жизни; Астана, 2017 – Энергия Будущего). Екатеринбургу жизненно необходимо внедрение «зелёных» стандартов и выбор «зелёного» вектора развития - не только как заявка глобальных амбиций на международной арене, но и как последовательная программа конкретных шагов проведения политики для человека, которая преобразует город в - котором хочется жить екатеринбуржцам, а гостям – в котором хочется остаться, или обязательно вернуться. 

Поделитесь с другими: