Если говорить о развитии экономического кризиса за три года – с 2013 по 2016, то рынок лома даже и не заметил некоторые кризисные явления. Благодаря «выключению» украинских поставщиков готовой продукции со 2 квартала 2014 года из-за событий на Юго-Востоке рынок лома сохранил объемы внутреннего потребления лома, прежде всего за счет электрометаллургических предприятий. Ж/Д отгрузка лома почти не изменилась в сравнении с 2013 годом (Рис1.).
В 2015 году рынок испытал «похмельный синдром» - из-за сокращения инвестиций в строительные проекты упало потребление арматуры и сортового проката. Посмотрим на ситуацию с позиции закупа лома одним из Флагманов отрасли – ММК (Рис2-3).
Существенный спад поставок лома произошел в первую очередь за счет падения доли независимых поставщиков. Времена, когда завод за сумасшедшие деньги вывозил лом аж из под Брянска, похоже, в прошлом.
Наиболее показательной, на наш взгляд, является поставка лома на НСММЗ, как один из индикаторов рынка. Завод работает только на ломе и его экономика зависит от цены и доступности сырья (Рис. 4).
Явно заметен пик «украинозамещающих» поставок в 2014 году в 3 кв.. А вот 2015 год принес сюрпризы: в отличие от «горбообразного» 2013 года с ярко выраженным летним пиком, в случае НСММЗ пик закончился во 2 квартале. Заметен «девальвационный» рост в 1 кв. 2015 года, но начиная со второго полугодия этот эффект сошел на нет.
И что ожидает уральские предприятия в 2016 году?
Если принять теорию о 25% превышении мощностей над потребностью рынка, то заводам пора начать считать минимально рентабельную загрузку мощностей. В отличие от 90-х годов, 40% загрузку выдержат не все заводы.