В апреле 2015 компания «ЧерметСервис-Снабжение» отметила свое 15-летие, в мае объявила о ребрендинге, смнив название на ТМК Чермет. Сегодня одна из крупнейших ломозаготовительных компаний страны, аффилированных с большими металлургами. Об итогах и перспективах деятельности компании в интервью Валерию Борисову, редактору порталу «Уральский рынок металлов», рассказывает генеральный директор ООО «ТМК Чермет» Фагим ВАЛЕЕВ.
- Фагим Масгутович, изменяется ли структура и сфера деятельности компании после смены названия? Каковы новые цели и задачи компании?
- Наша компания работает на рынке уже 15 лет. За это время она зарекомендовала себя в качестве одного из самых надежных и успешных игроков рынка не только на Урале, но также и в регионах Приволжского и Южного федеральных округов. Ребрендинг связан с приобретением в феврале 2015 года 100% доли нашего предприятия Трубной Металлургической Компанией (ТМК). Поэтому новое наименование - это, скорее, показатель того, что мы стали частью крупной вертикально интегрированной компании, а не индикатор реструктуризации. В этом плане для нас все остается по-прежнему. Наши цели, как и у материнской компании, становятся глобальнее и масштабнее. Но это прослеживалось и при старом названии.
- Насколько удачно сложился для предприятия 2014 год по сравнению с 2013? Объемы заготовки лома компании «ЧерметСервис-Снабжение» и его подразделений в Свердловской области и ХМАО-ЯНАО?
- 2014 год стал наиболее результативным за весь период деятельности компании. По итогам 2014 года «ЧС-Снабжение» поставило в адрес потребителей 2,015 млн. т лома черных металлов, что на 9,3% превышает показатель 2013 года. В том числе отгрузка собственных производств составила 0,6 млн. т лома черных металлов или 30,6% от общего объема. Цель компании в 2015 году -- дальнейшее наращивание объема отгрузок металлолома для бесперебойного обеспечения потребностей в металлургическом сырье основных потребителей.
За год «ЧС-Снабжение» расширило географию присутствия: в состав компании вошли две производственные площадки в Астраханской области. В Свердловской области и ЯНАО объем заготовки составил 154 и 12 тысяч тонн за год соответственно. Сразу хочется отметить, что в Свердловской области нас функционирует шесть производственно-заготовительных участков, в ЯНАО – один.
- Каким образом отразились на работе предприятия введенные в прошлом году экономические санкции и кризисные явления в экономике?
- Оценивать влияние кризисных явлений целесообразно с двух позиций:
· с позиции производителя конечной продукции в рамках холдинга, т.е. трубного завода, мы не увидели значимых изменений в спросе. Объем реализации трубной продукции в ТМК в натуральном выражении вырос.
· с позиции покупателя запасных частей для оборудования: увеличились сроки их поставки. Наши контрагенты проверяют нас на предмет поставок продукции двойного назначения. В связи с этим в процессе планирования мы также закладываем увеличенные сроки, и одновременно стараемся искать аналоги отечественного производства.
- Как Вы оцениваете конкурентные преимущества компании?
- Относительно независимых ломозаготовителей ТМК ЧЕРМЕТ обеспечивает постоянный спрос на лом черных металлов. Спрос на лом черных металлов со стороны заводов ТМК является постоянным, а в долгосрочной перспективе мы ожидаем, что будет прирост. По отношению к поставщикам у нашей компании гибкая ценовая политика. Мы стараемся учесть все пожелания клиентов в работе с нами, для каждого поставщика подготовить индивидуальное предложение по условиям соглашений, исходя из гарантированного объема поставки.
- Каким образом выстраиваются отношения между Вашей компанией, и мелкими и средними оптовиками ломосбора?
- Это приоритетное направление нашей работы, производится более полный охват ломообразующих предприятий. Ведется поиск компаний, с которыми можно было бы работать напрямую без посредников. Со своей стороны, мы готовы обсуждать любые формы сотрудничества с мелкими и средними ломосборщиками, понимая, что за счет этого мы можем сэкономить. С независимыми участниками рынка мы стараемся выстроить стратегические отношения, заключить партнерские соглашения, в которых применяется гибкое ценообразование.
- Что делается для развития ломозаготовительной сети? Сколько новых площадок появилось за последнее время в составе компании? Планы на 2015 год?
- Для развития производственно-заготовительных участков каждый год приобретается ломозаготовительная техника, увеличивается доля самовывоза, оптимизируются формы расчетов. В 2014 году запущен ряд новых производственных площадок в Волгограде, в Астраханской области, в Астрахани в районе пос. Аксарайский и в Екатеринбурге в районе Сортировка. В планах на 2015 год - закупка техники, в дальнейшем – запуск крупной перерабатывающей площадки в Ростовской области.
- Что делается для модернизации ломовых площадок, оборудованием каких производителей оно оснащено сегодня, планируется ли приобретение нового оборудования? Что делается для увеличения глубины ломосбора?
- Приобретение нового оборудования ведется каждый год. На данный момент площадки оснащены погрузочной техникой марки Liebherr, Sennebogen, перерабатывающей техникой марок Leimbach, Scualo, китайской марки HuaHong, импортным и отечественным автотранспортом Volvo и КамАЗ. К сожалению, в связи с кризисом наша компания была вынуждена сократить инвестиционную программу на 2015 год. Запланировано приобретение новых автомобилей и экскаваторов, проведение строительно-монтажных работ.
- В условиях экономических санкций как решается проблема поставок запчастей для оборудования? Перспективы импортозамещения этих частей на уральских заводах? Оценка конкурентоспособности на российском рынке китайского оборудования?
- Производится поиск альтернативных вариантов обеспечения запчастями. В частности, в прошлом году мы были в Китае, но по нашему мнению, заявленный уровень качества не соответствовал действительности. Надо отметить, что поставляемая на российский рынок китайская техника уже давно прошла испытания временем и качеством (в составе нашей компании установлены и действуют два китайских пакетировочных пресса в Саратове и Волгограде), однако новая, еще неопробованная техника сейчас неконкурентоспособна по сравнению с европейской. Конечно, хотелось бы максимально локализовать поставку запчастей. К сожалею, пока для этого фактически нет возможности. Российское ломоперерабатывающей оборудование сейчас не соответствует высоким требованиям по качеству.
- Каков, на ваш взгляд, потенциал такого источника лома как реализуемая в этом году программа автомобильной утилизации? Какова доля лома от автоутилизации в общих объемах ломозаготовки?
- Наша компания не имеет шредера и официально не участвует в программе автоутилизации. На ломозаготовительных площадках в небольших объемах автолом перерабатывается методами резки и прессования. Доля переработки автолома составляет менее 1%. Пока нельзя сказать, что мы оцениваем это направление переработки, как перспективное.
- Какова доля автомобильного и железнодорожного транспорта в доставке лома? Как складываются отношения с железной дорогой в свете нововведений РЖД?
- По итогам 2014 года доля автотранспорта составила 21%, железнодорожного транспорта соответственно – 79%.
- Как Вы оцениваете общее состояние отрасли в 2014 году – начале 2015 года? Каковы объемы ломообразования в Свердловской области и других регионах присутствия Вашей компании? Тенденции последних лет: объемы заготовки лома увеличиваются или снижаются? На каком уровне сегодня дефицит лома?
- В целом, металлургическая отрасль, за исключением трубной подотрасли, в конце 2014 – начале 2015 годов испытала на себе влияние кризиса. Цены сейчас нестабильны, потому что колеблется спрос со стороны строительной отрасли. С другой стороны, в 2013-2014 гг. российские металлургические холдинги завершили реализацию инвестиционных проектов по модернизации сталеплавильных мощностей. Их необходимо обеспечивать сырьем, в связи с чем объем поставок на рынке вырос в 2014 году более чем на 10% по сравнению с 2013г. На сегодня отрасль не сбалансирована, ряд мощностей очевидно избыточен, выбытия не происходит. К тому же, согласно заявленным проектам металлургов несколько новых заводов откроется в 2016-2017 годах. По нашим приблизительным оценкам, при более или менее стабильной загрузке металлургических мощностей дефицит лома в ближайшие 2-3 лет вырастет и может составить около 2,5 млн. т лома в год.
Кроме того, ломозаготовительная отрасль сейчас сильно подвержена влиянию курса доллара, рост которого стимулирует отток лома на экспорт. Негативное развитие ситуации для российских потребителей лома в данном направлении мы наблюдали в конце декабря 2014 -январе 2015 годов. Экспортеры сейчас укрепились на своих позициях, девальвация рубля будет способствовать только усилению дефицита.
- Какие крупные инвестиционные проекты в регионах, на ваш взгляд, будут способствовать увеличению образования лома в 2015 - 2018 годах?
- Все крупные инвестпроекты, реализуемые сегодня. Подготовка к проведению Чемпионата Европы по футболу-2018, Универсиады в Красноярске-2019, и другие крупные инфраструктурные проекты, ведут, скорее, не к увеличению образования лома в текущем периоде, а к росту металлофонда и выбытия по прошествии среднего срока службы. Для России этот срок службы -20-25 лет.
- Перспективы и планы развития компании. Какие инвестиционные проекты планируются к реализации?
- Необходимо отметить повышение сырьевой безопасности сталеплавильных заводов ТМК за счет достижения поставки лома собственной заготовки в объемах не менее 50% от объема лома, остальное -- транзитные поставки. Целевой показатель на ближайшие 5 лет – отгрузка на уровне 2,7 млн. т в год. Среди планируемых инвестпроектов - организация заготовительной и перерабатывающей площадке в Батайске (Ростовская обл.). В долгосрочной перспективе рассматриваются возможности создания филиалов в регионах с наиболее высоким потенциалом ломосбора в Московской и Самарской областях, Татарстане.
______
http://urm.ru/ru/news.0-article5836-act.info.html