Сегодня мы собираем тот лом, в который превратились изделия, выпущенные в 1990-е годы. С 1992 по 1999 годы в стране выплавляли по 43-67 млн т стали в год. Примерно половину экспортировали, в стране оставалось по 22-35 млн. Коэффициент сбора в России составляет 0,4 Несложно посчитать те ресурсы лома, которыми мы будем обладать. Плюс 10-12% оборотного лома, который не выходит за пределы предприятий. Выросла в РФ только одна статья ломообразования – бытовая техника и автомобильный лом. Остального у нас не будет. Сегодняшние объемы заготовки лома – это не столько заслуга сборщиков лома, сколько наследие советских времен, когда в стране оставался гигантский металлофонд.
Чем старее лом, тем хуже его качество. В черном ломе накапливаются примеси цветных металлов, особенно - меди. По нашим данным, полученным на основе обработки результатов 30 тысяч плавок ряда заводов, тренд по содержанию меди растет. До 5% плавок выпадает по меди. Современные технологии не позволяют полностью удалять медь из стали. Это означает, что лом должен лучше очищаться. ГОСТ предусматривает некоторое количество меди, но ее содержание растет от плавки к плавке. В России сейчас используется лом шестого-седьмого цикла, в Европе – 14-15 цикла. Понятно, что в европейском ломе накопилось гораздо больше неудаляемых примесей, в частности, меди, что прямо влияет на качество металла. Именно поэтому ценится более чистый российский лом.
Каким образом сегодня можно избежать попадания меди в сталь? Наиболее эффективно – разделить подготовку и сортировку лома. Особенно это касается автомобильного лома, который содержит 5-6% цветнины. Ее не удалить иначе, как методом дробления, лучше всего – на шредере, и по возможности удалить медные провода. Доля этого лома – 20-21%. Металлурги такой лом не любят – т к он засоряет сталь, полученную из первородного сырья.
Поэтому такой лом надо перерабатывать на специализированных заводах. Их должны построить те, кто разбирает этот лом. Большие заводы на это не пойдут – им проще заменить лом рудой или ГБЖ. Преимущества автолома в том, что его не надо вести за сотни километров – он образуется в больших мегаполисах. Если будет в Екатеринбурге построен завод по переработке автолома, то будут решены две задачи - появится новый сырьевой ресурс, и мы улучшим нашу экологию.
Еще одна проблема автолома – в нем много смазочных материалов, пластика, при переплавке такого лома образуются отходящие газы, содержащие ядовитые фураны и диоксины. В ЕС есть жесткие экологические стандарты по содержанию этих веществ, у нас в России пока нет, когда введут – начнутся проблемы, о которых надо задуматься уже сейчас.
Еще одна проблема – переработка оцинкованной стали. Во время переплава такого сырья цинк летит в трубу, окись цинка улавливают рукавные фильтры, весь вопрос, куда потом девать цинксодержащую пыль? Содержание цинка в ней – до 10-12%, это больше, чем содержание цинка в руде (1,5-3%). Разрабатываются технологии рециклинга, которые позволяют довести содержание цинка до 50%, что уже представляет интерес для металлургов.
Если мы уже сегодня не примем мер по улучшению качеств лома, то металлурги будут от него отказываться, искать замену в виде чугуна или ГБЖ. По цене они уже сопоставимы.
Александр Жданов, доцент кафедры металлургии железа и сплавов УрФУ; кандидат технических наук.
Способы подготовки лома по фракционному составу известны. В их числе - механическая сортировка, прессование, шредерование. В Западной Европе металлурги получают лом высокой степени готовности – поэтому он и стоит дороже. В процессе подготовки цветные примеси отделяются. Жестче соблюдается требования насыпной плотности. Например, при поставке оборудования для производства пакетов концерна Danieli заранее оговаривается их требуемая плотность, от которой зависит насыпная плотность подготовленного (пакетированного) металлолома.
Чем выше насыпная плотность – тем ниже удельный расход электроэнергии в электропечах на переплав лома. Проведенные нами исследования работы ряда металлургических заводов позволяют говорить о том, что минимум расхода энергии при выплавке полупродукта в ДСП, в случае отсутствия жидкого чугуна в составе металлозавалки, наблюдается при насыпной плотности -1,1-1,2. Повышение насыпной плотности приводит к увеличению удельного расхода электроэнергии. С учетом достаточно высоких тарифов на нее, а также перспективы их повышения, можно прогнозировать увеличения спроса сталеплавильных предприятий именно на подготовленный лом: после ножничной резки, шредирования и т.д..
Отдельную проблему представляет собой засор лома. Российские сталеплавильщики в настоящее время предпринимают попытки разработки методов достоверного определения, контроля и учета засора металлолома. Известен пример Северстали с установкой на предприятии магнитной рамки для контроля засора. Ломозаготовители и поставщики будут сталкиваться с возрастающими требованиями сталеплавильных предприятий по вопросу засора.
Для металлургов в современных условиях представляет именно подготовленный лом – с понятным фракционным и химическим составом. Для контроля химсостава требуются современные переносные и стационарные приборы для экспресс-анализа лома. В целом для отрасли требуются подготовленные кадры в области ломопереработки и ломоподготовки.
http://urm.ru/ru/news.0-article5857-act.info.html
Качество и конкурентоспособность российского лома повысят новые технологии ломопереработки
По оценке Виктора Мысика, профессора кафедры металлургии железа и сплавов УрФУ, жизненный цикл стальных изделий – около 25 лет.