Совершенствование нормативно-юридической базы российской ломозаготовительной отрасли

Как сообщил на конференции Виталий Некрасов, исполнительный директор Союза региональных объединений заготовителей и переработчиков лома и отходов черной и цветной металлургии («Союзлом», Москва), президент НП «Центрвторцветмет», юридическая база российской ломопереработки была создана в 1996 году.

Он базируется на постановлении правительства РФ о введении лицензирования, принятия положения о лицензировании и начала регулирования рынка. До этого, после развала СССР, лом в массовом порядке вывозился за рубеж, в основном, через Прибалтику. Создание нормативной базы помогло упорядочить этот рынок вторичных черных и цветных металлов.
Нормативная база постоянно обновляется. Казалось бы, действуют Федеральный закон о лицензировании, Положение о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства РФ, Правила на основе Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и дополнений к нему. Но, кроме этого, на нормативную базу ломозаготовителей и переработчиков еще дополнительно регулирует другая нормативная база, причем часто со спорными моментами. В результате ломозаготовители нуждаются в защите своих интересов в лице общественных союзов. В последнее время число обращений ломозаготовителей и переработчиков к нам в «Союзлом» и коммерческое партнерство не снижается – а даже растет. Постоянно обращаются ломозаготовители за консультациями, поскольку местные надзорные органы, УВД, прокуратура, налоговые органы - постоянно наезжают на ломовиков, показывают свою власть.
После введения ныне действующего положения о лицензировании от 2012 года появились моменты, ставшие причиной конфликта интересов. Например, при названии вида деятельности ввели понятие хранении лома. Это не основной вид деятельности – но это потребовало переоформления лицензии у всех участников рынка, так как появился новый вид деятельности – «заготовка, переработка, хранение и реализация лома черных и цветных металлов». Ну и естественно значительные финансовые расходы у каждого участника этого рынка. Кому это выгодно? Тем, кто выдает лицензии и крупным игрокам рынка, которые таким образом пытались сократить число мелких участников рынка. Логика: мелкие заготовители не нужны, все надо отдать на откуп крупным компаниям, аффилированных с комбинатами.

Еще одно требование Положения – наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации… соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления. То есть на каждой площадке лицензиат должен все это иметь. Вроде бы правильно - хотя зачастую они по техпроцессу не требуются там, где возможно обойтись без капитальных сооружения, с помощью модульных строений. И до последнего времени имелось понимание между участниками рынка и властями. Но не во всех регионах. Например, надзорные органы Самарской области начали требовать, чтобы на каждом участке были капитальные строения. Иначе это считается нарушением лицензионных требований. И таких случаев гораздо больше чем, хотелось бы. Поэтому нормативные документы не должны допускать двоякого толкования, противоречащего здравому смыслу.
Или еще случай – на железнодорожной станции Красноярска транспортная полиция требовала отдельные лицензии на заготовку, переработку, хранение и транспортировку и реализацию. То есть несколько лицензий вместо одной, где все эти виды деятельности прописаны. В ходе длительных переговоров и разъяснений этот вопрос был снят.
Казалось бы, все вводимые и разрабатываемые проекты нормативных актов действующие в сфере лома и отходов черных и цветных металлов, направлены на совершенствование нормативной базы и должны помогать всем, кого они касаются. Но, к сожалению это все не так, особенно много спорных моментов возникает при применении нормативных актов, относящихся к сфере заготовки и переработки косвенно.
Вот парадокс применения Закона о контрольно-кассовых аппаратах. Надзорные органы требуют, чтобы кассовые аппараты применялись теми, кто отдает деньги ломосдатчикам, то есть организации, принимающие лом у населения. Но они используют приходно-расходные документы – и для них кассовые аппараты не нужны. В законе это четко не прописано – поэтому в одних регионах надзорные органы требуют использование кассовых аппаратов в обязательном порядке, в других – ломозаготовители отстаивают абсурдность таких действий.
Саморегулируемая организация Ruslom.cом в последнее время активно поднимает этот вопрос и намерена его решить. Поскольку с точки зрения здравого смысла контрольно-кассовая техника не должна использоваться при покупке лома.
Важный фактор также – взимание налог на добавленную стоимость (НДС) с физлиц (ломосдатчиков). В результате число легальных сдатчиков значительно сократилось, поскольку многие не хотят платить этот налог. Потери – до одного миллиарда рублей по отрасли в целом. Поскольку такой подход загоняет участников рынка в тень.
С одной стороны, государство декларирует, что полезная деятельность участников рынка помогает вовлечь в хозяйственный оборот ценные вторичные ресурсы и улучшить экологическую ситуацию. Но с другой стороны, своими нормативными актами государство создает такие условия, что число игроков рынка сокращается.
Существует еще ряд нормативных документов, влияющих на деятельностьломозаготовителей и переработчиков. Пример – проект постановления Правительства о лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности. Минприродных ресурсов пыталось его протолкнуть в срочном порядке и ввести в действие с 1 июля 2015г. Когда мы прочитали проект постановления, то волосы встали дыбом!
Если бы, как предполагалось, оно было введено в действие с 1 июля 2015 года – то остановило бы деятельность всей ломозаготовительной отрасли, так как лом и отходы черных и цветных металлов в соответствии с Федеральным каталогом отнесены к разным классам опасности. В результате введения этого проекта постановления все ломозаготовители и переработчики в срочном порядке должны были получать новые очень дорогостоящие лицензии или прекратить свою деятельность. Анализируя этот проект можно сделать вывод, что он создан не для наведения порядка в работе с опасными отходами, а для дополнительного, значительного извлечения средств от тех кто занимается этим видом деятельности. Проект явно готовился в интересах экологических служб и в ущерб ломозаготовителям.
В этой связи Союзлом и НП «Центрвторцветмет» провели в Московской ТПП «круглый стол» специалистов, обсудили это проект и пришли к мнению, что в такой редакции это положение только навредит и сократит число организаций и лиц, работающих и обезвреживающих опасные отходы. Свое мнение мы направили ТПП России, которая поддержала наше мнение и, в свою очередь, направила соответствующее обращение в Минприродных ресурсов. После этого частично действие проекта постановления по получению новых лицензий перенесено.
Да и вообще то внесение в это положение лома черных и цветных металлов можно оспаривать. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся законной деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, имеющие соответствующую лицензию, не занимаются видами деятельности (работами), указанными в проекте этого постановления (напрмер, утилизацией и захоронением). Введение к ним дополнительных требований является административным давлением, со стороны государства ведет к значительным дополнительным финансовым расходам, нарушает законные интересы организаций и граждан и во многом противоречит принципам лицензирования, установленных Федеральным законом ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Теперь по постановлению Правительства России «О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта, в том числе на лом черных и цветных металлов».
Внесение лома черных и цветных металлов в этот перечень – попытка о государства регулировать внутренний рынок ломов, путем ограничения или запрета экспорта. Это постановление также вызвало резкий протест не только ломозаготовителей, но и металлургов. Потому что запрет экспорта лома даст обратный эффект.
Попытки ограничения экспорта лома уже были ранее. Имеются прецеденты отмены введенных ФТС ограничений на экспорт лома в судебном порядке по обращению российских ломопереработчиков. Так, 2 декабря 2008 г. Федеральная таможенная служба выпустила Приказ №1514 об ограничении пунктов пропуска лома и отходов черных металлов, оставив только незначительные для целей экспорта порты, например, Магадан, Петропавловск-Камчатский. В результате последовавшей серии судебных разбирательств участники рынка получили решение Высшего арбитражного суда РФ об отмене этого приказа и компенсации причиненных убытков.
Сегодняшний экспорт черного лома в объеме около 3,5 - 4,0 млн. т в год не является и не может являться существенным фактором ценообразования на рынке лома при общем годовом потреблении металлолома в РФ в 45 млн. тонн. Кроме того, экспорт лома в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению под действием рыночных факторов на фоне роста внутреннего потребления металлолома. В то же время, экспортеры этого сырья представляют большую группу предприятий и организаций, занятых в сфере обращения с ломом и отходами металлов, с выручкой около 900 млн. долларов США в год, современным производственным оборудованием, с десятками тысяч рабочих мест, укомплектованных квалифицированным персоналом, с успешной историей развития за последние 20 лет, со сложившейся репутацией на международной арене. Кроме того, рассматривая динамику объемов экспорта металлолома, можно говорить о том, что наличие экспорта является стабилизирующим фактором как для цен на внутреннем рынке, так и для объемов заготовки лома и баланса спроса и предложения. Очевидно, что запрет или заградительная пошлина на экспорт лома черных металлов снизит его цену на внутреннем рынке и через это немедленно окажет резко отрицательный эффект на показатели ломосбора.
Ну а про экспорт лома цветных металлов вообще можно не говорить. К сожалению, в нашей стране из-за резких сокращений производства в машиностроении и других отраслях спрос на цветные металл, в том числе и вторичные, упал. По этому, и вынуждены заготовители лома цветных металлов делать их них сплавы и отправлять на экспорт. И сюда уходит около 60% всех заготовленных ломов. Государство и так, с целью ограничения экспорта лома поднимало вывозные таможенные пошлины до 50%, чтобы сделать экспорт нерентабельным. Но все ломозаготовители и переработчики вторичных цветных металлов заявляют, если бы в стране был спрос на их продукцию, экспорт сократился бы в разы и это ценное вторичное сырье осталось бы в России и работало на развитие ее экономики.
В этой связи Правительству следует рассмотреть иные варианты по стабилизации цен на стальную продукцию в РФ, помимо ограничения экспорта лома и отходов черных металлов. Специалисты, работающие в этой подотрасли готовы принять активное участие в обсуждении проблемы и поиске ее решения.
Подводя итоги о действии юридической базы в ломозаготовительной подотрасли, можно отметить, что база – весьма обширна, очень часто меняется, причем не всегда в лучшую сторону, часто изменения служат чьим-то интересам. Довольно часто государство, в лице некоторых министерств и ведомств, объясняя свои действия необходимостью регулирования и защиты государственных интересов, меняет правила игры, вынуждая сокращать число участников рынка, что сокращает ломосбор.
И самое важное, что при подготовке различных правовых актов недостаточно привлекаются специалисты, работающие в этой сфере. А если привлекаются, то от крупных металлургических компаний организаций, таких как Русская сталь, Русал, УГМК и др., которые защищаю свои интересы, но не в коем случае не интересы независимых ломозаготовителей, которые заготавливают в стране 60-70% всего заготавливаемого лома. Поэтому важным фактором для участия независимых ломозаготовителей на рынке лома и отходов является их объединение в союзы, ассоциации и т. д.
В настоящее время независимые ломозаготовители и ломопереработчики уже не настолько разрозненны, как ранее. Существует ряд ассоциаций и объединений, функционирующих по региональному признаку. Работают достаточно крупные компании, оперирующие значительными объемами ломозаготовки. Тем не менее, возможности полноценно лоббировать свои интересы и защищать свой бизнес могут только представители крупных компаний, остальным этого в полной мере не удается, в силу разобщенности и сильной децентрализации рынка. Они становятся объектами нападок стороны недобросовестных представителей надзорных, лицензирующих, административных и т.п., органов, и бороться с ними подчас очень трудно, а часто и вообще невозможно. В отдельности никто из компаний повлиять на ситуацию на рынке лома, в подотрасли не сможет. Практически отдельные голоса одиночек никто не услышит.
Наиболее действенным инструментом действия ломозаготовителей может стать создание саморегулируемой организации (СРО). Одним из ключевых факторов успеха работы СРО в области ломозаготовки и переработки станет наличие на рынке крупной, объединяющей как можно большее количество участников рынка организации. Конечно, идеальным было бы создание одной такой организации. Это позволило бы достичь наибольшего эффекта концентрации и не распылять полномочия и силы между несколькими СРО, как в свое время произошло у строителей, первыми в стране начавшими создание СРО. Членство в саморегулируемой организации предусматривает новые возможности в обеспечении конкурентного преимущества на рынке и защиты интересов ее членов, осуществления взаимодействия с государственными и надзорными органами Руководящие органы СРО обладают полномочиями и обязанностями, делегированными им государственными органами власти и членами этой организации
В ломозаготовительной подотрасли в настоящее время существует только одна СРО. Одной из основных причин такого отставания, по мнению Союзлома, является отсутствие стимула для их создания. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов, осуществляют этот вид деятельности на основе лицензий, получаемых от регионального лицензирующего органа. Поэтому необходимости вступления в СРО заготовители и переработчики металлолома не видят. Ситуация сможет в корне измениться в случае отмены лицензирования на этот вид деятельности или введения обязательного членства участников рынка металлолома в СРО. Объединение независимых ломозаготовителей в СРО позволит во многом решить имеющиеся у них проблемы на рынках, во взаимоотношениях с потребителями, развития технической и технологической документации и еще многие вопросы.
http://urm.ru/ru/news.0-article5856-act.info.html

© 2025 УРАЛЬСКИЙ РЫНОК ЛОМА. Все права защищены. УралИнфо  При использовании материалов с сайта прямая индексируемая гиперссылка на WWW.URALLOM.RU обязательна

Контактный телефон:

(343) 286-20-71 или зеленая кнопка с трубкой в правом нижнем углу сайта

Наш адрес:

620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина Сибиряка, 145, офис 363

Карта сайта

 

Y Форум 8-10 июня 2017 г.

V юбилейный Форум

8-10 июня 2017 г.

Подробнее

Effect #3

Уральская Экологическая Инициатива

Межрегиональный проект

Подробнее

лом

2008-2016 годы

Архив прошедших форумов

Подробнее

переработка красного шлама

Национальная технологическая премия

"Большой Урал"

Подробнее

Уральский рынок лома - 2015

Участники форумов



Подробнее

спонсоры

Спонсоры



Подробнее

Уральский рынок лома и промышленных отходов - 2016

Организаторы, партнёры



Подробнее

Металлургические шлаки

Новости и статьи



Подробнее

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика